Отчeтный доклад В.И.Таракановского на XVII съезде старателей России
Прошло три года после XVI съезда Союза старателей. 21 февраля Союзу старателей, который был создан ещe во времена Советского Союза, исполняется 29 лет. Из них 26 лет пришлись на условия работы при новом для страны капиталистическом строе.
В 1989 г. 1-й учредительный съезд объединил почти 80 тыс. старателей из 180 артелей (в т.ч. из России 155 артелей). Основная цель созданной старателями организации — представление единых, общих интересов при взаимодействии с органами власти любого уровня, а также выработка отраслевых норм и правил, в том числе для их законодательного воплощения.
За 26 лет в современной России (1992–2017) было добыто более 4,5 тыс. тонн золота из 19,5 тыс. тонн, добытых за почти 300-летнюю историю российской золотодобычи (более 23%). В настоящее время по добыче золота Россия занимает 3-е место в мире вслед за Китаем и Австралией, значительно опережая такие страны, как США, Канаду, Перу и ЮАР.
Добыча золота из недр за последние годы (2014–2017) держится примерно на одном уровне — в среднем около 260 тонн/год, из них более 70 тонн приходится на россыпную добычу (27,4%). Несмотря на постоянный рост рудной добычи в России (за последнее десятилетие она удвоилась), в «общем зачeте» пока лидирует россыпное золото — за 26 лет его добыли 2560 тонн (57%).
Основной вклад в добычу россыпного золота вносят старательские артели и небольшие предприятия. Из 460 предприятий в стране 85% добывают менее 500 кг, менее 100 кг добывают 60%, и только 23 предприятия (5%) добывают более 2 тонн.
Успехи российской золотодобычи могли бы быть значительно более весомыми, если бы органы законодательной и исполнительной власти прислушивались к мнению золотодобытчиков и не создавали многочисленных препятствий в работе. Четверть века идeт непрерывное «совершенствование» законодательства в области недропользования.
Подлинная эпидемия с корректировками законов, кодексов и других нормативных документов, которые определяют условия работы предприятий на золотодобыче, охватила как законодателей, так и чиновников, «совершенствующих» подзаконные акты и инструкции.За последние годы (после принятия) в Законы «О недрах» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Лесной, Водный и Земельный кодексы было внесено около 260 поправок и изменений. Это не считая сотен подзаконных актов и многочисленных отраслевых инструкций, которые тоже меняются с завидным постоянством.
Такая чехарда значительно осложнила хозяйственную жизнь крупных предприятий с мощными юридическими службами, а что можно говорить о небольших артелях и коллективах золотодобытчиков! Сроки оформления документации на освоение новых месторождений и отдельных участков увеличилась с 5–6 месяцев до 2–3 лет, иногда растягиваясь на целую пятилетку. Такому положению дел способствует резкое увеличение числа чиновников в современной России: если в 2000 году на 10000 населения приходилось 79,4 чиновника, то в 2017 — 146,2! Этой более чем двухмиллионной армии надо чем-то заниматься, в результате излишняя регламентация производственной деятельности стала подлинным бичом для предприятий.
....
По добыче россыпного золота Россия прочно удерживает мировое первенство на протяжении последнего столетия, однако физические объeмы его добычи с 1991 года неуклонно снижаются. Если среднегодовая добыча в 1976–1980 гг. составляла 126,8 тонны, в 1986–1991 гг. — 113,7, то в 2006–2010 гг. — всего 56,3 тонны. За последние 3 года положение несколько выправилось: среднегодовая добыча выросла до 70,5 тонны.
Самое обидное в этой ситуации, что сокращение россыпной золотодобычи в нашей стране происходит не по объективным причинам, а большей частью из-за законодательных и бюрократических барьеров.
В настоящее время сырьевая база россыпной золотодобычи составляет (остаток запасов, утверждeнных ГКЗ и ТКЗ) около 900 тонн по категориям А+B+C1+С2, из них активных запасов (разрабатываемых, подготавливаемых к освоению, разведываемых) — не более 400 тонн. Сырьевая база россыпных месторождений золота — основного источника для работы более 400 предприятий — истощена до предела. Об этом говорит такой факт: даже за незначительные по запасам участки (нередко только с прогнозными ресурсами) предприятия выкладывают огромные деньги. Например, недавно в Забайкалье Центрсибнедра на аукционах реализовало лицензии на разработку двух участков россыпного золота, выручив за них около 900 млн рублей при стартовом платеже 47 млн руб. и запасах золота 2,3 тонны (недропользователи заплатили на этом этапе свыше 15% от возможной цены реализации золота — около 400 руб./грамм). Поразмыслив, победители в итоге отказались от такой пирровой победы с немыслимыми ценами.
В условиях истощeнной сырьевой базы в «Стратегию развития минерально-сырьевой базы (МСБ) РФ до 2030 года» (п. 71) необдуманно записали: «Финансирование за счет средств федерального бюджета поисковых и оценочных работ, непосредственно ориентированных на воспроизводство МСБ, будет постепенно сокращаться вплоть до полного прекращения в 2021 году». Между тем в госбюджет от продажи лицензий на месторождения драгметаллов и драгкамней ежегодно поступают миллиарды рублей (в 2016 г. — около 18 млрд руб.), и это решение лишает бюджет в будущем важной статьи его пополнения. В государственном балансе велика доля неактивных запасов, которые стоят на учeте десятки лет, что создаeт иллюзию высокой обеспеченности запасами.
Мы считаем, что государству необходимо создать широкий фронт работ по геологическому изучению недр для поиска новых месторождений драгоценных металлов, поскольку золото — единственное полезное ископаемое (ПИ), поиски месторождений которого в среднесрочной перспективе целесообразно вести за счет средств федерального бюджета. Во-первых, это наиболее востребованное ПИ (помимо нефти) среди недропользователей. Во-вторых, многообразие типов месторождений и обстановок их формирования открывает очень широкие перспективы для поисков золоторудных месторождений во многих регионах России. В-третьих, выполнение поисковых работ на перспективных участках, выделенных в результате предшествующих региональных исследований за счет средств федерального бюджета, позволит быстро и объективно оценить эффективность вложения государственных средств в проекты, которые во всем мире финансируются частными компаниями. Обеспечить государственное финансирование поисково-оценочных и геологоразведочных работ (ГРР) на месторождения золота — важнейшая задача в области поступательного движения вперeд.
....
В условиях истощeнной сырьевой базы решающее значение для успешной работы предприятий малого и среднего бизнеса на золотодобыче является вовлечение в отработку техногенных россыпей.
Сдерживающим фактором широкого освоения техногенных запасов является отсутствие в Законе «О недрах» соответствующих определений. Многочисленные обращения золотодобытчиков в Государственную Думу с просьбами приступить к разработке законодательства о техногенных месторождениях остаются без ответа. Так, ещe в 2010 году Магаданская областная Дума обратились в Госдуму с законопроектом по упрощению доступа к техногенным россыпям. Однако российские депутаты долго не раздумывали и отклонили поправки в предложенный специалистами законопроект в первом же чтении, не осознав его важности для развития горнодобывающей промышленности. Предлогом стало заключение Правительства РФ о том, что понятие «техногенные россыпи» отсутствует в российском законодательстве. Непонятно, какой «продвинутый» юрист давал это заключение, ведь термин «техногенные россыпи» был введeн ещe в 1950-е годы академиком Николаем Шило, он используется во всех геологических методиках, описан в «Словаре по геологии россыпей» (М.: Недра, 1985). Наконец, в «Методических рекомендациях по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (россыпных месторождений)», разработанных ФГУ ГКЗ и утвержденных Министром МПР РФ Трутневым Ю.П. (распоряжение №37-р 05.06.2007 г.), дано подробное описание техногенных месторождений.
Российским законодательством отработка техногенных россыпей не предусмотрена. Техногенная россыпь не может быть выставлена на конкурс (нет запасов), следовательно, на нее невозможно получить лицензию, а если нет утвержденных запасов, то добыча золота не может быть законной, так как добывать можно только при наличии разведанных и утвержденных запасов. Недавно у одной из артелей в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия) сотрудниками ФСБ изъято 55 кг россыпного шлихового золота, добытого на техногенном участке за пределами лицензионной территории, и заведено уголовное дело. Это несмотря на то что предприятие обеспечивает занятость сотен трудящихся, законно сдаeт добытое золото на аффинажный завод и исправно платит все налоги.
Из-за существующей законодательной «дыры» огромное число техногенных россыпей не осваивается, а малый бизнес теряет возможности к расширению золотодобычи из отходов предприятий, накопленных за последние десятилетия.
....
Одним из главных вопросов золотодобычи является вопрос еe финансирования.Для освоения даже небольшого золоторудного месторождения в России требуется 7–10 лет и 6–10 млрд руб. Более крупные объекты требуют значительно больших вложений. До кризиса в отношениях с западными странами горные предприятия России имели возможность привлекать иностранные кредиты под 4–6% годовых, сегодня банки дают горнякам деньги под 13–20% и более. Освоить новое месторождение с таким кредитованием не под силу большинству инвесторов.
На повестке дня остается целый комплекс непростых вопросов по совершенствованию горного и налогового законодательства, развитию минерально-сырьевого комплекса, кадрового обеспечения предприятий. От научно-исследовательских институтов мы ждем совершенствования методов переработки концентратов упорных руд и развития технологий по повышению извлечения мелкого золота. Решение вышеперечисленных вопросов позволит в ближайшие годы увеличить производство золота в России до 350 и более тонн.
Источник: zolotodb.ru